• Перейти на главную
  • Карта сайта

Музыкальной педагогики

Кафедра музыкальной педагогики, истории и теории исполнительского искусства

Кафедра педагогики и психологии (так первоначально называлась кафедра) была создана в Белорусской государственной консерватории в марте 1978 года. До 1988 года её возглавлял кандидат психологических наук, доцент Сергей Борисович Бенедиктов. В состав кафедры вошли скрипач И.Г. Веденин, дирижёр хора В.И. Гуляев, пианистка Р.А. Новикова, аккордеонистка Э.Н. Скуратова и музыковед М.С. Cтарчеус.

Подобного учебного и научно-методического подразделения в то время не было ни в одном музыкальном вузе СССР. Главная задача кафедры заключалась в совершенствовании педагогической подготовки студентов консерватории как в теоретическом, так и практическом аспектах. С этой целью были интенсифицированы занятия по педагогике, психологии, методике, организован семинар для профессорско-преподавательского состава по проблемам педагогики и психологии, возобновлена работа сектора педагогической практики. Не менее важным направлением стало обогащение педагогических дисциплин музыкальной тематикой и разработка основ методики преподавания для всех специальностей.

В 1983–1984 годы педагогический состав кафедры существенно обновился и расширился, что позволило существенно укрепить научный и педагогический потенциал кафедры. Её коллектив пополнили педагоги с большим опытом практической педагогической работы: пианистки Э.И. Ахремчик и Л.М. Жукова, кандидат педагогических наук, баянист К.М. Булыго, а также кандидаты искусствоведения, профессора пианист В.Д. Кокушкин и музыковед К.И. Степанцевич. В 1990-е годы в состав кафедры вошли пианистка Е.А. Пилипенко, кандидат педагогических наук, баянистка А.И. Самусенко, первые выпускники аспирантуры при кафедре лауреат международных конкурсов пианистка Е.М. Метельская и баянист В.А. Ивашко.

В 1988 году кафедру возглавил проректор по научной работе, кандидат педагогических наук, доцент, пианист Вадим Леонтьевич Яконюк. Продолжая традиции кафедры, он особое внимание уделил реформированию учебного процесса, совершенствованию научной работы и подготовке новых кадров через аспирантуру при кафедре. За время его руководства был существенно изменён учебный план, созданы новые программы по многим учебным дисциплинам, появились академические степени "бакалавр", "магистр", открыты магистратура для исполнительских специальностей и аспирантура при кафедре музыкальной педагогики по двум специальностям: "Теория и методика профессионального образования" (13.00.08) и "Музыкальное искусство" (17.00.02). Последовательно решалась актуальная для музыкальных задача подготовки не только высокопрофессиональных музыкантов-исполнителей, которые после обретения опыта работы в учебном заведении были бы способны успешно заниматься педагогической работой, но и собственно педагогов-музыкантов, которые непосредственно после окончания вуза обладали бы необходимыми профессиональными исполнительскими и педагогическими компетенциями, а главное – мотивацией для самостоятельной педагогической работы с учащимися. Практическое воплощение этой сложной задачи в Белорусской государственной академии музыки потребовало как организационных, так и содержательных преобразований в учебном процессе вуза. Главным системообразующим фактором этих преобразований явилось введение в 1991 году Государственного экзамена по специальной педагогической подготовке, который с 1998 года для получения педагогической квалификации держат все выпускники Академии музыки.

Кардинальные изменения учебного плана обусловили значительное повышение требований к содержанию учебных курсов педагогического цикла, которые были отнесены к числу обязательных предметов программы бакалавриата и магистратуры (1995). Определенные изменения претерпели практически все учебные курсы, а именно: история исполнительского искусства, педагогика (теория музыкального обучения и воспитания), психология (общая, возрастная, музыкальная), методика преподавания музыкальных дисциплин, а также педагогическая практика.

С 1998 по 2005 год кафедрой заведовал В.Д. Кокушкин, который главную задачу кафедры видел в сохранении, упрочении и развитии достижений предшествующих лет. Под его руководством были обновлены выпускные экзаменационные требования и налажено научное руководство магистерскими диссертациями пианистов, упорядочена педагогическая практика, проводимая в тесном контакте с заведующей сектором педагогической практики Л.В. Козловской.

В сентябре 2005 года кафедру вновь возглавил доктор педагогических наук, профессор В.Л. Яконюк. Важнейшее направление деятельности кафедры – научная и методическая работа. Она проводилась и проводится в соответствии с требованиями времени и с учётом специализации и научных интересов преподавателей. В учебный процесс вводятся новые учебные курсы: музыкальная педагогика и музыкальная психология, история фортепианной (клавирной) педагогики, основы фортепианной транскрипции и импровизации, художественные стили в фортепианном исполнительстве, коррекционная педагогика, музыкотерапия, цикл предметов по специализации "Орган", основы теории исполнительской интерпретации музыки (для магистрантов) и ряд других.

Члены кафедры активно участвуют в международных конференциях, руководят студенческими работами, представляемыми на республиканские конкурсы, публикуют монографии и статьи, методические и учебные пособия и т.д. С 2005 года кафедра ежегодно проводит студенческую конференцию "Музыкальная педагогика, психология и исполнительское искусство глазами студентов".

Развитие специальной педагогической подготовки и формирование основ музыкальной дидактики тесно связано с деятельностью кафедры в области разработки образовательных стандартов, необходимость работы над которыми была обусловлено не только европейскими тенденциями развития высшей школы (Болонский процесс), но и усилением тенденций диверсификации образования, которые все более заметно проявляли себя в новых социально-политических условиях страны в последнее десятилетие ХХ века.

Важным направлением в деятельности кафедры и развитии музыкально-педагогической науки стала разработка заданий  Государственной научной программы "Культура" (Научный руководитель выполнения заданий ГНТП "Культура" – доктор педагогических наук, профессор В.Л. Яконюк, 1997–2015). В рамках этой программы была разработана концепция развития высшего музыкального образования в сфере искусства, в которой изложены методологические подходы к развитию музыкального образования в стране, научно обоснованы методические рекомендации по обобщению процесса становления и развития национальных музыкально-исполнительских и музыкально-педагогических школ. В настоящее время на кафедре завершается работа над научно-методическим проектом Министерства культуры Республики Беларусь "Разработать научно-методические основания, образовательный стандарт и учебно-программную документацию образовательной программы высшего образования II ступени с углубленной подготовкой специалистов, обеспечивающей получение степени магистра, в области музыкально-исполнительского искусства" (научный руководитель ВНК – кандидат искусствоведения, доцент И.Ю. Оношко).

Большое внимание уделяется научной работе аспирантов и магистрантов. Ряд выпускников аспирантуры кафедры защитили кандидатские диссертации: И.Б. Богачёва, О.Г. Шевченко, И.П. Марченко, М.Г. Хомицкая, А.Б. Нижникова, И.Ю. Оношко, Н.С. Громова, О.И. Политанская, граждане КНР Не На, Сунь Вэйбо, Сун Джуан, Лю Цзинь-Тао, Фэн Лэй, Пан Вэй, Ся Юньцзин, Вэн Хонтао (все – под руководством В.Л. Яконюка), О.П. Морозова, С.С. Герасимович, Л.А. Орлова, Т.В. Сернова, С.В. Баёва, К.Е. Яськов (научный руководитель – К.И. Степанцевич), В.Н. Сахарова (научный руководитель – В.Д. Кокушкин). Под научным руководством В.Л. Яконюка подготовлены и защищены две докторские диссертации (И.И. Кевишас, 1998; Б.О. Голешевич, 2012).

В настоящее время на кафедре музыкальной педагогики, истории и теории исполнительского искусства Белорусской государственной академии музыки, которую возглавляет доктор педагогических наук, профессор, заслуженный работник образования Республики Беларусь, академик Международной академии наук высшей школы (IHEAS, Москва), академик Международной академии наук Евразии (IEAS), академик Национальной академии образования председатель экспертного совета ВАК Республики Беларусь ("Педагогика и психология") Вадим Леонтьевич Яконюк, преподают: кандидаты искусствоведения, доценты И.Ю. Оношко, И.Г. Веденин, В.Н. Сахарова, В.В. Невдах,   кандидат педагогических наук, доцент А.И. Самусенко, старший преподаватель Л.М. Жукова, преподаватели А.Е. Лебедева, А.А. Матюхина, Е.В. Шиманович, О.С. Подгайская, Е.Ю. Логинова. Секретарь кафедры – Н.М. Быченкова.

Кафедра музыкальной педагогики, истории и теории исполнительского искусства – высокопрофессиональный коллектив, призванный и способный решать самые сложные задачи воспитания педагога-музыканта на уровне современных требований.

Скачать Требования к государственному экзамену по специальной педагогической подготовке (2016) (*.doc)

Скачать Педагогический репертуар для студентов IV курса отделения "фортепиано"

все фотографии