Кабинет традиционных музыкальных культур

Главная Новости Обзор сайта

horizontal rule

 

Кабинет традиционных музыкальных культур

Кабинет традиционных музыкальных культур (КТМК) Белорусской государственной академии музыки – отдел, совмещающий учебные и научные задачи. Отдел обеспечивает координацию проведения полевых исследований с последующей научной и технологической обработкой экспедиционно-полевых материалов, формирование фактологической базы для научных разработок и учебных курсов по музыкальному фольклору и музыкальным этнокультурам Беларуси и мира. В КТМК сосредоточено специализированное собрание полевых аудио- и видеозаписей, фотографий, рукописных материалов, нотно-текстовых транскрипций, составляющее основу архива этномузыки.

Фоноархив этномузыки выступает в "белорусских координатах" крупным фонохранилищем, в котором содержатся уникальные по своей исторической и художественной ценности образцы аутентичных песенных и инструментальных звучаний, зафиксированных в пяти историко-культурных регионах Беларуси (Полесье, Поозерье, Поднепровье, Понемонье, Центральная Беларусь). Объём фонда экспедиционно-полевых звукозаписей, которые выполнялись на протяжении 1964–2012 гг., составляет более 2000 единиц хранения на различных носителях, что превышает 1800 часов звучания. Описание единиц аудиозаписей (напевы, рассказы, наигрыши и иные "тексты") превышает в электронном каталоге 30 000 позиций.

Хронологически самые ранние фондовые аудиозаписи (датированы 1964 г.) были выполнены студенческой экспедицией под руководством Л.С. Мухаринской – выдающего белорусского музыковеда и этномузыколога, основоположника школы этномузыкологии в Академии музыки. 

Основу архива этномузыки составляют записи экспедиций в рамках летней учебной практики студентов музыковедческого и композиторского отделений под руководством профессора кафедры белорусской музыки Л.Ф. Костюковец (более 14 тысяч единиц фиксаций напевов и наигрышей). Костюковец предложила свою методику проведения учебных студенческих экспедиций, которые, сосуществуя с иными типами полевых исследований, продолжают занимать ведущее положение в вузе. Экспедиции этого исследователя выделяет фронтальный охват и фиксация местной песенной традиции, неоднократные выезды в "песенные" деревни как элемент стационарного обследования, опора на оригинальную жанровую классификацию. Если в 1970-е годы её выезды носили скорее точечный характер, то в период 1980-х – 2000-х годах экспедиции стали ориентироваться на сплошное обследование избранной территории.

Значительную содержательную часть аудиоархива составляют коллекции полевых фонозаписей, выполненных в экспедициях Академии музыки под руководством кандидата искусствоведения, доцента Т.С. Якименко на протяжении 1970-х – начала 1990-х гг. Неоднократные выезды собирателя на Могилёвщину, приближенные к Латгалии и Русскому Поозерью территории Витебщины свидетельствуют о внимании этого учёного в первую очередь к традициям Поднепровья и Подвинья, которые отмеченны высокой степенью сохранности корневого песенного слоя.

Постановка специальных задач и собственная методика выделяет экспедиции по изучению белорусской народной инструментальной культуры, которые осуществлялись в 1990-х годах под руководством доктора искусствоведения, профессора И.Д. Назиной и кандидата искусствоведения М.ИКозловича. В фоноархиве этномузыки это направление представлено интереснейшими сеансами работы с различными инструментальными составами, в числе которых ансамбли с участием скрипки, цимбал, гармоника, губного гармоника; представлены также одиночные исполнители на дудке, дудке-жалейке.

Со второй половины 1990-х годов активно заявили о себе как о полевиках-исследователях ученики класса Т.С. Якименко, в числе которых Т.Л. Беркович, В.М. Прибылова, Т.Л. Константинова, Е.Н. Кривошейцева. Немаловажным фактором для формирования фонда аудио- и аудиовизуальных фиксаций нового поколения становится умение работать с новейшей звукозаписывающей и фотоаппаратурой (см. результаты экспедиций 2007–2012 годов).

Коллекции аудиозаписей отдельных собирателей представлены фиксациями бывших работников кабинета С. Мытько, Т. Заблоцкой, Е. Кривошейцевой, а также Т. Александрович, И. Синевич, Т. Дробышевой, Л. Зыковой и др., выполнявших тематические экспедиции для написания дипломных (позже диссертационных, как Т. Беркович, В. Прыбылова, Т. Константинова, М. Козлович, Е. Кривошейцева, Е. Чернова) исследований.

 При том, что большая часть коллекций полевых аудиозаписей репрезентирует результаты экспедиций, организованных Академией музыки, в фоноархиве этномузыки хранятся копии авторских коллекций Т. Варфоломеевой, Г. Кутырёвой, С. Понизьника, З. Санько, Л. Якубовской (предоставлена С. Выскваркой), которые насыщают существующую картину обследования белорусской этнической территории, а в отдельных случаях становятся единственным источником информации о местной традиции.

Географию содержащихся в фоноархиве этномузыки коллекций отражает карта, на которой наклонной штриховкой обозначены территории, которые обследовались по достаточно плотной сетке, горизонтальной штриховкой – районы, которые попали в поле обследования лишь частично или же представлены в архиве данными от переселенцев. Одной из последних разработок сотрудников кабинета этномузыки является электронная карта с нанесением обследованных экспедициями населённых пунктов Беларуси (разработчик электронной версии – В.М. Прибылова).

Внедрение научно систематизированных материалов фоноархива в культурно-образовательное пространство осуществляется не только в виде печатных изданий и фоноколлекций, радиопередач, докладов конференций и пр., но также в виде опытов в синтетическом жанре аудиовизуально-антропологической мультимедийной презентации, позволяющей вынести на первый план живые голоса и облик носителей традиции (аудио-, видео-, фоторяды), сопроводив их научным комментарием, текстовой (нотно-текстовой) транскрипцией. В цикле авторских презентаций, подготовленных сотрудниками КТМК по материалам фольклорных экспедиций 2006–2011 годов, отражены результаты обследования традиций Жлобинского и Гомельского районов Гомельской области, Бешенковичского, Миорского и Сенненского районов Витебской области, Крупского района Минской области.

В разные годы кабинет возглавляли Л.Ф. Костюковец, С.И. Мытько, М.И. Козлович. С 2000 г. заведующей кабинетом является кандидат искусствоведения, доцент Татьяна Леонидовна Беркович. В настоящее время в отделе работают методисты Татьяна Леонидовна Константинова, Анастасия Игоревна Викторчик, кандидаты искусствоведения Лилия Фаильевна Баранкевич и Василина Михайловна Прибылова.

 

Кабинет традиционных музыкальных культур располагается в первом корпусе Академии (ул. Интернациональная, 30), каб.  417. E-mail: folkbgam@mail.ru.

 

 

Главная ]

© УО "Белорусская государственная академия музыки", 2001–2012